суббота, 4 июня 2016 г.

Вселенские Байкальские Игры

Мой проект "Вселенские Байкальские Игры" - первая большая победа в Международном конкурсе на получение грантов (финансирования США) через Глобальный экологический фонд (Global Environment Facility Trust Fund)



      Было это чуть более 10 лет назад. Обычная учительница из Читы рассуждала примерно так: Байкал во вселенной - один, то надо придумать большую (как Олимпийскую) образовательную игру-исследование-творчество, с названием -  "Вселенские Байкальские Игры".  Название   сразу поплыло, как корабль с удачным именем. Получилось так громко, что в конкурсном отборе разных международных экспертов, моя игра никогда не задерживалась.     Задумка - объединить детей разного школьного возраста, живущий рядом с Байкалом.  Иркутская, Улан-Удэнская, Читинская области со столицами и всеми поселками. Несколько (шесть) месяцев предстояло заочно изучать Байкал в разных направлениях: 
1. Заочная олимпиада «Другого Байкала нет во вселенной»
2. Конкурс рисунков «12 семейств рыб Байкала»
3. Твоя гипотеза на загадки Байкала
4. «Золотой список рекордов Байкала»5. Переписка со «Вторым домом» байкальских перелетных птиц

            Российская система образования - проста и сложна в иерархии чиновников. Достаточно было прийти самолично с Положением к начальникам Департаментов образования, как все поступало по инстанциям, прямо в руки к завучам по воспитательной работе. Как завуч я знала эту отработанную систему. В каждой учительской, каждой школы были Положения по всем значимым конкурсам на центральной доске объявлений
      Так все мое вселенское попало на все школьные доски объявлений без самоличной беготни и уговоров. В каждой школе есть творческие учителя, они и не прошли мимо.
       Интернет в 2000 году еще не начинался в Забайкалье, работали с почтой. Перевод на английский  язык получился, но нашего механизма  "все для всех школ" еще не рожден там... Переписку со вторым домом перелетных птиц мы провалили успешно... это я вселенского маху дала...

В соработники к себе на Игру позвала известных  людей Забайкалья : ученых-экологов Корсун Е.А.и Руденко Ю.Т.,  Библиотечного Повадыря - Золотухину А.Я., художницу - Выходцеву Л.И. поэта -  Г. Р. Граубина н

"Как хорошо, что есть Байкал в Сибири!
О нем давным-давно известно в мире.
У всех у нас одна Природа - Мать,
Её пора нам лучше понимать!" (Г.Р. Граубин)

      Содержательная сторона олимпиадных вопросов отобрана из замечательных источников ученых-исследователей байкаловедов:Г. Галазия, Л. Россолимо, В. Москаленко.
         Так в результате изучения "12 семейств рыб Байкала" родилась  отличная акварельная коллекция работ учеников Художественной школы. Под руководством Л.И. Выходцевой ребята на высоком профессиональном уровне создали работы для выставки в Краеведческом музее Читы, там же и оставили в подарок отличные рисунки всех рыб Байкала.
        Золотые списки рекордов Байкала -  в итоге остались прекрасно оформленные творческие работы школьников, работы вернулись в школы, украшают победные портфолио классов, учеников, учителей.
     Какие этнографические гипотезы о происхождении семейств орлов на Байкале! Древнейшие мифы и эпос Гесера - получили творческое преломление через душу ребенка, как прикасание к вечной тайне.
    Нашла для  создания призов уникального учителя технологии керамиста -  Соколова Николая Васильевича (19 школа Иркутска, его кружок  "Данко") Он вместе со своими учениками создали почти 300 призов: кубки ручной работы, фигурки-свистульки Хозяин Байкала, нерпы и др.



Жаль, что в 2001 году не было цифровых фотоаппаратов, снимки по пленке ушли в отчетные документы для фонда, а мгновенный поляроид дал те снимки, что сейчас может и хранятся у всех победителей или исчезли в своей четкости, яркости и неразличимости...
         Был настоящий живой творческий проект, межрегиональный. Мы тогда все учились писать проекты, чтобы цели, задачи, процесс, мониторинг, смета и конечный результат были конкретными.
600 учеников получили призы и дипломы по почте, часть помялось в дороге, все было дорого сердцу.
       А я заработала тогда свой первый компьютер и принтер, в проекте, очень четко обосновала нужность современной техники в образовательном проекте. Грантовая цена была для нас огромной в 3000 долларов. Это тогда, когда учителям 2 года вообще не платили в Чите, давали хлебом в школьной столовой и мешком макаронов. Мужу в строительстве выдавали женскими сапогами и ящиком морской капусты... дети выросли... а я вселенское творила... .


Использованы фото И. Клименко, Н. Шабуровой, И. Глушко, И. Клименко, Д. Мызникова. Спасибо!,