суббота, 28 февраля 2015 г.

Моя любовь к таежным травкам и цветам не имеет границ

Любовь к родной забайкальской природе во мне живет в какой-то особой силе. Наверное, это передалось с генами. Ощущение себя очень русской до такой степени, что шелест листьев берез, их терпкий вкус, благоухание лесного шиповника, болотного багульника ...  со мной всегда, даже зимой.


 Все лето я живу на охотничьей заимке деда. Эта традиция семьи. Пятилетней девочкой меня впервые привезли на озеро Тасей, потом я своих детей там летом растила. Мы не отдыхали, а жили особой жизнью таежных охотников, рыбаков, ягодников, грибников.
А еще, в семье есть творческий ген краснодеревщиков по мужской линии и рукодельниц  по женской. Наш "табор" был еще и мастерской для творчества, помимо своих охотничьих наделов.
 Строительство охотничьего  зимовья в конце 50-х годов
Дед мой - Павел Дементьевич Вихров
      Место заповедное, у нас заказник особо охраняемой территории, землю свою выкупить нельзя, но и не гонят,  и строить красивое и новое не велят... традиционное землепользование более 60 лет тремя поколениями одной родни. Теперь - я старшая здесь

Три живых березы с разных сторон прорастают через домик, обложенный кирпичом от лесных пожаров

 Корни лиственниц на тропинке всегда были такими, по ним бежать босиком для купания в озере - дело привычное, не падаем, пальцы на ногах не сбиваем... генная сноровка
        Хорошо мне работается в примитивной мастерской. Никаких благ нет (света и интернета), есть солнечные батареи для  ламп и сотового; примитивная, но со знаком качества швейная машинка (три японочки-Джаномки остаются дома в просторной квартире), но есть разные краски, кисти, пяльца... И НИ ДУШИ! всю неделю одна, только на выходные наезжают дети для отдыха, бани, купаний, рыбалки и пиров
    Каждый год жду весны, зимы такие бывают студеными, что кажется, что и травка не появится, цветы не заблагоухают
 Огромный муравейники совсем рядом, живут красные и кусучие муравьи, в жару стоит нестерпимы аромат муравьиного спирта. Дед мой лечил здесь свой радикулит... терпел укусы. Отец придумывал сказы о Царе всех Муравьев, в их Муравии. А я удивляла учителей биологии совершенными скелетами рыб (через ночь от большого карася, оставленного на муравейнике, оставался чистый скелет. Достаточно пропитать лаком - прочно, точно, нерушимо, для школьной коллекции )
 Голубицы много кругом. Бабушка, Анна Михайловна, научила аккуратно собирать сразу  в   3-х литровые банки, сверху листиками прикрывать, крышкой - позже. Хранить в холодильнике на нижней полке. Сок не даст такая ягода еще 3 месяца, свежей будет, сохранит все витамины
 Дикая малина - особо ценная ягодка, её мало. Есть нас в детстве просили прямо с куста
 А тут у нас дикая смородина, сейчас она спрятана за густой порослью папоротника и молодых лиственниц. Вдоль родника ростет
 А это родник, выходящий наверх, такой вкусной воды нет нигде!
 Впереди рыжее пятнышко моей мастерской, где летом я рукодельничаю. Соседей нет. "Страшно?" - спрашивают меня. Чего боятся, все мое десятки лет... Да и собаня есть, бесстрашная миттельшнауцериха
Хвощ и багульник совсем под рукой. Не трудно догадаться, что чай мой из леса (мы, забайкальцы - большие чаевники): листья смородины, побеги и листочки шиповник, хвощ и ягодки, когда поспеют. В термос  эту свежую зелень запарить и попивать...

      Большое предисловие получилось... Планировалось только описать то, что понапридумывала от переполняющей меня любви к природе, невозможностью надышаться, налюбоваться, нарадоваться временем жизни...
    Как учительница, я все время погружена в процесс методического обдумывания - как сделать урок (МХК и Технология) лучше, красивее, нагляднее. Научить УВИДЕТЬ красоту в ПРИРОДЕ  и ЕЁ отголосок в искусстве. ПОКАЗАТЬ! ПОПРОБОВАТЬ и ЗАПОМНИТЬ!
Природа все совершенным создала! Стоит только обрести мгновение времени для изучения - простого и внимательного рассматривания

 Красив ажурный  ритм листочков мышиного горошка

 Разные природные "шишечки" - чудо из чудес
 А попарное расположение листочков, тонкие изгибы стебельков, нежные буточики...
 Самая простая композиция - положи рядом и нарисуй. В природе рядом живут, то и на шифоне дружно впишутся
 Нарисуй, да еще полюбуйся диалогу травок... Название поищи - Герань Власова в центре
 Иван-чай, он же Кипрей... и цвет и вкус и гармония соцветия

 Земляничка наша мелкая, но такая запашистая и  терпкая во вкусе
 Вероника седая слева. Форма листа какая соразмерная соцветию, формы повторяются удивительным ритмом. Творец - Не превзойден!

 Вероника и Земляника! Почти название моей симфонии
 Травки приложить, ритм на солнце вручную изучить... солнышко по небу катится и все мои цветочки таежно-лесные главки свои вращают за Ним
 Бердяев учил "Выйди из потока времени для созерцания",  знаю это время выхода
 Око не насытится красотой
 Даже аппарату-мыльнице удалось показать это для вас. Кровохлебка какая осторожная...
 Хвощ - тончайшая травка, а сколь богата разными микроэлементами, в миг организм очистит
 Кровь остановит... кровохлебка... миф от подобия(?)
Композиция моих цветочком и травок на шифоне акриловыми красками создана! 
Впереди работа - СТЕЖКА
 Приготовлен трехслойник
 И... сладка работа стежки СХШ
Свободня стежка создает рельефы.... немного жаль исчезновения прозрачности

 Внучку Тасейкой, Таисией назвали от созвучия (озеру Тасей). Через 65-70 лет, она станет старшей...
Букеты моих цветов обновляются, через 2-3 недели новые расцетают. Как меняются полянки: то в жарках, то в желтых и оранжевых лилиях, саранках, в Иван-чае, кровохлебке, тысячелистнике, ромашках... Каждому цветку свое время
    
 Ученикам своим летом я  готовила лесные подарки - закладки для книг. Изысканно-простые. Мое настоящее открытие и сохранение Красоты Природы! 
Дарю вам свою идею творения: 
1. Взять широкий  прозрачный скотч
2. Приготовить заранее за  3-4 дня гербарий разных травок, листьев, цветочков (в толстой книжке заложите на эти дни).
3 Аккуратно отрежьте полоску скотча, положите клеящей стороной наверх 20-25см
4. Разложить листики и стебельки красиво, как ваше око и рука укажет на ленте скотча. Поправить не удастся, т.к. скотч сразу схватит навсегда
5. Сверху всю эту гербарную композицию закрыть полоской сотча, клеящей стороной вовнутрь. Нужна сноровка аккуратности! Прогладить пальцами, склеятся между собой все прозрачные места
6. Закладка - готова! Это прекрасный образец для рисования с натуры. Формы в Природе удивительно разнообразны и совершенны




Такие закладки - отличный и памятный подарок. Замирает природная красота и время. Многие года служит образцом для творчества!
ДЕТСКАЯ РУКА - БЫСТРЫЙ ПУТЬ К ОКУ. Око надо ставить, как голос! Учительское и родительское дело!

5 комментариев:

  1. Наташа,какая красотища!!!!Все натуральное,живое,родное...Наверное ,,,все-таки ,,,страшновато,,иногда....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Что ты, Надюша, у меня две дедовские берданки есть.. до трассы могу угнать... В лесу чужие не бывают. Все мое, чувствую себя хозяйкой... жаль, что муж так рано ушел из жизни, рыбак был настоящий: утром и вечером по небольшому баку рыбы (солили, вялили, коптили, в гостинцы раздавали...)

      Удалить
  2. Читаю и невольно Алексеева вспоминаю, с его говором особым, со словами "устаревшими", с обычаями исконными... люблю его за всё это. А тебе спасибо! Рада, что знакомы, хоть и виртуально.
    Про детское око верно, здорово, что мы к этому причастны!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, приезжай летом, после Суздаля, грузди пойдут, грибница отдыхала, должны... В Суздаль не собираешься? А то вместе вернемся, еще недельку-полторы покупаемся, повышиваем...

      Удалить
    2. Наташа, спасибо огромное! Но мне не на кого своё хозяйство оставить:) Домоседка по сложившимся обстоятельствам я))))

      Удалить